На главную
Обратная связь





 
 
 
 
Наш опрос:
Как часто вы ездите на рыбалку?

каждый день
нв выходных
2-3 раза в неделю
не люблю рыбалку
когда жена отпускает
не езжу совсем
предпочитаю дома посидеть



Другие опросы
 

Сравнение функций государственного управления и регулирования рыболовства в России, в том числе на европейском Севере, и в Норвегии

А.М. Васильев
Институт экономических проблем КНЦ РАН
Аннотация. В статье рассматриваются разные аспекты управления и регулирования рыболовства в
Норвегии и на Европейском Севере РФ: наличие государственных органов управления и их функции,
методы регулирования промыслового потенциала, уровень развития прибрежного рыболовства,
регулирование выгрузок уловов, контроль за выбросами малоценной и маломерной рыбы, регулирование
доходов рыболовов, регулирование расценок, исследование международных рынков, контроль экспорта.
Abstract. The paper has considered the different aspects of control and regulation of fishery in Norway and the
European North of Russia: state organs of control and their functions, methods of fishery potential regulation,
level of off-shore fishing, regulation of fishermen income, price regulation, international markets' research,
export control and others.
1. Введение
Сравнение разных показателей рыболовства Мурманской области и Норвегии
свидетельствует о высокой эффективности его в соседней стране. Так, производительность усилий по
вылову на 1 рыбака в среднем в 1995-2001 гг. в норвежском рыболовстве выше, чем у рыболовов
Мурманской области в 4,5 раза (в 2001 г. - в 2,8 раза), по выработке в стоимостном выражении,
соответственно, в 3,4 раза и в 3,9 раза.
Зарплата норвежских рыболовов в 4-6 раз преодолевает ее уровень у мурманчан.
В связи с этим определенный гипотетический и практических интерес являет сопоставление
разных аспектов государственного управления и регулирования рыболовства в Норвегии и на
европейском Севере РФ.
2. Наличие государственных органов управления и их функции
РФ: Рыбное хозяйство до мар. 2004 г. возглавлял Государственный совет (в некоторые
годы - Совет). С мар. 2004 г. управление в основном сосредоточено в Министерстве сельского
хозяйства, где для таких целей образованы Агентство по рыболовству и Департамент по рыболовной
политике. Рыбные порты переданы Министерству транспорта. Государственные органы с властными
полномочиями в приморских регионах отсутствуют.
В функции федеральных органов входит управление лишь использованием морских
биологических ресурсов.
Партнерами федеральных органов по управлению рыболовством в приморских регионах
являются разобщенные и не имеющие властных полномочий ассоциации и союзы рыболовов и
рыбообработчиков (лишь в Мурманской области их 13).
Норвегия: Управляет рыболовством Министерство. Норвежский Директорат рыболовства содержит
9 региональных офисов, Директорат берега - 5. Министерство рыболовства отвечает за рыбную
промышленность в целом, за развитие аквакультуры и обустройство берега.
Партнерами Министерства являются 3 неплохо организованных национальных Союза рыболовов и
Федерация переработчиков, наделенные важными властными функциями.
3. Регулирование промыслового потенциала
РФ: До 2004 г. не регулировался и не контролировался. С 2004 г. введено правило
минимальной квоты, при наличии которой разрешается выход на промысел. Хотя она в 3-4 раза менее
номинальной производительности траулеров по вылову и по этой причине слабо оказывает влияние на число кораблей.
Норвегия: Проходит планомерная политика уменьшения мощности добывающего флота
при помощи выплаты денежных компенсаций судовладельцам. Выплаты производятся из
Государственного фонда развития экономической деятельности районов и носят единовременный
характер. Судовладелец, получивший компенсацию, лишается права на участие в промысле.
Вестник МГТУ, том 8, №2, 2005 г. стр.214-216

Страница: 1 из 3    -   Следующая

Навигация: 1  2  3  





 
Все права на представленные материалы, принадлежат их авторам.
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи